@ARTICLE{26543118_217471899_2018, author = {Е. Ю. Карданова and А. Е. Иванова and П. А. Сергоманов and Т. Н. Канонир and И. В. Антипкина and Д. Н. Кайкы}, keywords = {, первоклассники, iPIPS, стартовая диагностика, измерение прогресса, когнитивное развитие, некогнитивное развитиекластерный анализ}, title = {Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу. По материалам исследования iPIPS}, journal = {Вопросы образования}, year = {2018}, number = {1}, pages = {8-37}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2018--1/217471899.html}, publisher = {}, abstract = {Карданова Елена Юрьевна - кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ekardanova@hse.ru Иванова Алина Евгеньевна - младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: aeivanova@hse.ru Сергоманов Павел Аркадьевич - кандидат психологических наук, доцент, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: psergomanov@hse.ru Канонир Татьяна Николаевна - PhD, доцент, соруководитель образовательной программы «Измерения в  психологии и  образовании» Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: tkanonire@hse.ru Антипкина Инна Вениаминовна - младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: iantipkina@hse.ru Кайкы Диана Николаевна - стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: dkaiky@hse.ru Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. Опыт первого учебного года крайне важен для дальнейших образовательных успехов школьников. Информация о  поле возможностей и  потребностей первоклассников, прогноз их образовательных траекторий позволяют образовательной системе заметно улучшать адаптацию детей к школе и повышать эффективность учебных подходов. В статье представлены результаты обследования 7778 первоклассников, поступивших в 2015 г. в школы четырех российских городов: Москвы, Набережных Челнов, Севастополя и  Тамбова. На основании данных о когнитивном развитии детей (в  виде показателей по  математике и  чтению) и  их некогнитивном развитии (личностном, социальном и эмоциональном) методом кластерного анализа были выделены и описаны четыре группы первоклассников с  типичными паттернами развития на  момент поступления в  школу. Включение в  анализ когнитивных и  некогнитивных показателей создает дополнительные возможности для понимания особенностей детского развития в начальной школе и позволяет представить «галерею» из четырех типичных «портретов первоклассников». Полученные результаты могут быть использованы для помощи учителю в подборе и коррекции образовательных программ и других средств помощи ребенку в период адаптации.}, annote = {Карданова Елена Юрьевна - кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ekardanova@hse.ru Иванова Алина Евгеньевна - младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: aeivanova@hse.ru Сергоманов Павел Аркадьевич - кандидат психологических наук, доцент, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: psergomanov@hse.ru Канонир Татьяна Николаевна - PhD, доцент, соруководитель образовательной программы «Измерения в  психологии и  образовании» Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: tkanonire@hse.ru Антипкина Инна Вениаминовна - младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: iantipkina@hse.ru Кайкы Диана Николаевна - стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: dkaiky@hse.ru Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. Опыт первого учебного года крайне важен для дальнейших образовательных успехов школьников. Информация о  поле возможностей и  потребностей первоклассников, прогноз их образовательных траекторий позволяют образовательной системе заметно улучшать адаптацию детей к школе и повышать эффективность учебных подходов. В статье представлены результаты обследования 7778 первоклассников, поступивших в 2015 г. в школы четырех российских городов: Москвы, Набережных Челнов, Севастополя и  Тамбова. На основании данных о когнитивном развитии детей (в  виде показателей по  математике и  чтению) и  их некогнитивном развитии (личностном, социальном и эмоциональном) методом кластерного анализа были выделены и описаны четыре группы первоклассников с  типичными паттернами развития на  момент поступления в  школу. Включение в  анализ когнитивных и  некогнитивных показателей создает дополнительные возможности для понимания особенностей детского развития в начальной школе и позволяет представить «галерею» из четырех типичных «портретов первоклассников». Полученные результаты могут быть использованы для помощи учителю в подборе и коррекции образовательных программ и других средств помощи ребенку в период адаптации.} }